Наш вердикт 
Одни из лучших наушников в истории – по соответствующей цене
За 
Непревзойденные прозрачность и разрешение
Превосходная динамика
Редкая утонченность
Впечатляющее удобство
Против 
Из-за цены недоступны для многих
Требуют компонентов высшего качества
Протестировано

Нам нравятся здоровые амбиции, и уж чего-чего, а амбициозности этим наушникам Focal не занимать. Их цена вызывает тяжелые вздохи и возмущенные дискуссии, однако примененные в них технологии определенно заслуживают внимания.

Более всего известная своими разнообразными талантливыми АС, французская компания занялась выпуском наушников уже несколько лет назад, но до сих пор ее успехи оставались незамеченными для крупнейших игроков этого рынка.

Наушники Focal большей частью относились к среднему сегменту и отличались приличным качеством звучания. Однако в каталоге компании не было ничего такого, что могло бы подготовить нас к появлению Utopia.

Изделия Focal ни разу еще не дразнили воображение подобной ценой – и даже не намекали на подобное качество.

Конструкция

Тридцать пять лет опыта разработки акустических систем определенно сказываются в этой модели. Ее сердце – 40-миллиметровый бериллиевый динамик с диапазоном частот от 5 Гц до 50 кГц, особая форма которого обеспечивает дисперсию, которой стремились достичь разработчики.

Название компании уже «железно» ассоциируется с бериллиевыми динамиками, широко применяющимися в твитерах ее моделей High-End-класса; сочетание малого веса, жесткости и демпфирующих свойств, которым обладает этот материал, отлично подошло и для этой сферы применения.

 

Использование одного динамика дает конструкторам не слишком широкий простор для настройки звучания. В отличие от кроссовера, который можно настраивать, или нескольких динамиков, которые можно сбалансировать по-разному, в данном случае в распоряжении разработчиков были только материал купола, форма диафрагмы и подвес. Любой изъян в системе динамика был бы сразу же заметен и с большим трудом поддавался бы исправлению.

К счастью, компания Focal построила весь свой бизнес на создании динамиков и занимается этим уже несколько десятилетий, так что если кто-то способен выдать идеальный полнодиапазонный динамик, то это именно она.

 

Удобство

Открытая конструкция наушников Utopia упрощает для разработчиков формирование качественного звука, однако ее едва ли оценят соседи по транспорту, не желающие слушать Born To Run Брюса Спрингстина вместе с вами.

Открытость распространяется в обе стороны: все внешние шумы будут проникать в музыку, если только вы не будете слушать ее в тихом месте.

Несмотря на вес (целых 490 граммов), наушники очень удобны благодаря продуманной форме и мягкой подбивке оголовья, отлично сидящего на голове любого размера, и рациональному распределению массы.

И оголовье, и амбушюры из поролона с эффектом памяти отделаны мягкой кожей ягненка, очень приятной на ощупь. Открытая конструкция позволяет слушать музыку подолгу без перегрева и запотевания ушей.

More after the break

Как и следовало ожидать, конструкция наушников Focal безупречна; она сочетает металл, углеволокно и кожу и выглядит очень долговечной. Амбушюры легко можно заменить, что определенно имеет смысл для модели, которая будет использоваться не один десяток лет.

Необычно длинный, четырехметровый кабель с одной стороны снабжен прочным 6,3-миллиметровым штекером Neutrik, а с другой – парой двухточечных запирающихся коннекторов Lemo для подключения к чашкам. Экранированный кабель выполнен из высококачественной бескислородной меди и обладает низким импедансом.

Чтобы в полной мере оценить все достоинства этих наушников, необходим сигнал аналогичного качества. Мы всецело за использование смартфонов и планшетов в качестве источников музыки, однако с ними вы получите лишь слабое представление о возможностях Utopia.

 

Звук

Мы протестировали несколько источников, включая референсный сетевой плеер Naim NDS/555PS и Apple Macbook с программой Pure Music.

Многократный обладатель Award, усилитель Chord Hugo, и превосходный ЦАП Benchmark DAC3 HGC дополнили систему.

Найдутся люди, которые так и не смогут смириться с ценой Utopia; если же вы готовы взглянуть на них непредвзято, вы вскоре убедитесь в том, что это одни из лучших наушников, которые когда-либо были выпущены.

И это с учетом того, что даже в своей категории они далеко не самые дорогие.

Начав тестирование с композиции Light Of The Seven из шестого сезона Игры престолов, мы мгновенно влюбились в их естественный баланс. Звук исключительно точный и информативный, без следа излишней аналитичности.

Мы расслышали такие текстуры инструментов, которые при прослушивании в отличных наушниках ценой около £1000, таких как BeyerDynamic T1 второго поколения и Sennheiser HD800S, остались совершенно незамеченными. Обе эти модели в сравнении с Focal звучат смазанно, им недостает разрешения – хотя сами по себе совершенно не производят такого впечатления.

В Focal отлично поработали над динамиками: у модели Utopia на редкость утонченный и очень плавный звук, при этом при необходимости в нем достаточно остроты.

Впечатляют весомость и плотность звучания, а также способность без труда воссоздавать мощные изменения динамики. На объемной звуковой сцене каждому инструменту достаточно места, чтобы развернуться и предъявить себя во всей красе.

Тональный баланс достаточно ровный, без акцента на каком-либо фрагменте частотного спектра. Нас порадовало, что в Focal не пошли на поводу современной тенденции к повышению объема НЧ.

В результате получились очень глубокие басы, подвижные и энергичные, органично соединяющиеся с естественным средним диапазоном.

Песня Адель Hometown Glory еще больше подчеркивает достоинства СЧ. Ее голос звучит мощно и эмоционально, инструментальное сопровождение – слаженное и организованное.

Благодаря редкой дотошности и стабильности наушники Focal отменно передают нарастание напряжения в музыке.

При всей откровенности эти наушники не слишком подчеркивают резкость записи. Их взвешенный баланс отлично подходит для музыки самого разного рода.

King Kunta Кендрика Ламара еще больше укрепляет нас в этом ощущении. Глубокие басы и уверенная ритмичность придают композиции завидную энергичность. Наушники легко поддерживают насыщенный ритм, формируя идеальную основу для эмоционального голоса Ламара.

Энергия композиции и разрешение деталей абсолютно восхищают. На всем протяжении тестирования мы слышали такие детали, про наличие которых даже не подозревали.

Порой это позволяло увидеть музыку совершенно по-новому, порой просто оттеняло то, что мы уже знали. В обоих вариантах это многое говорит о качестве звучания наушников Focal.

Вердикт

Настолько ли хороши эти наушники, чтобы оправдать такую высокую цену? Нам кажется, что для подходящего слушателя это именно так.

При создании своего флагмана компания Focal установила для себя очень высокую планку, нацелившись на самую дерзкую цель, какую можно было себе представить. И она достигла успеха.

Технические данные

Режим звучания: стерео

Нижняя граничная частота: 5 Гц

Верхняя граничная частота: 50 кГц

Сопротивление: 80 Ом

Форм-фактор: охватывающие, мониторные

Акустическое оформление: открытые

Диаметр динамика: 40 мм

Вес: 490 гр

Штекер: 6,3 мм

Длина кабеля: 4 м

Все обзоры моделей Focal

 

Конкуренты 
Breakdown 
Звук
Конструкция
Удобство

Our Verdict 
Unarguably one of the finest headphones on the planet with a price tag to match
For 
Superlative resolution and transparency
Excellent dynamics
Plenty of finesse
Impressive comfort
Against 
Price puts it beyond the means of most
Demands top quality partnering equipment
Reviewed on

We like a bit of ambition, and Focal has been nothing if not ambitious with these Utopia headphones. While their eye-watering price will get people talking, we think their technology is even more interesting.

Best known for its wide-ranging and talented speakers, this French manufacturer has been plugging away at headphones for a number of years now, without ever making the kind of impact that would get the big players to notice.

Focal’s headphones have been mostly middle market and solid as far as sound is concerned, but nothing in the company’s catalogue prepared us for the arrival of the Utopias.

Focal has never made headphones as pricey as these, or anything that even hinted at so much ability.

MORE: How to choose the right pair of headphones

Build

Its 35 years of speaker design experience shows here. The highlight is the 40mm Beryllium drive unit, which covers the frequency range from 5Hz to 50kHz, and is shaped to deliver exactly the kind of dispersion the engineers wanted.

The company is already strongly associated with Beryllium drive units, thanks to its use in the brand’s high-end tweeters, and the material’s combination of low weight, rigidity and damping works equally well in this application.

MORE: Best headphone deals: in-ear, over-ear, wireless and more

The use of a single drive unit doesn’t give the engineers much room to tailor the performance. There’s no crossover to adjust or multiple drivers to balance, just the cone material, diaphragm shape and surround to play with. If there’s some drive unit flaw it can’t be hidden and is harder to correct.

Fortunately, Focal has built its business around drive units, and has been developing them for decades, so if anyone can make a single driver configuration to work properly it can.

MORE: Behind the scenes at Focal

Comfort

The Utopias are an open design – a help for the engineers tasked with getting them to sound good, but a pain for everyone who hears Springsteen’s Born To Run as you rock out.

Openness goes both ways, and you’ll find all sorts of noises intruding on your experience if you don’t find a quiet place to listen.

They’re comfortable though, and that’s despite a weight of 490g. This is down to a careful shaped and nicely padded headband (that suits a wide variety of head sizes) and a sensible distribution of mass.

Both the headband and nicely cushioned memory foam earpads are covered with some wonderfully tactile lambskin. The open design means that long listening sessions don’t end with hot, sweaty ears, either.

More after the break

As you’d expect at this level, these Focals are built beautifully, combining leather, carbon fibre and metal to produce a product that feels like it’ll last for years. The earpads are easy to replace, which bodes well for a product that should be in use for decades.

The ’phones are supplied with a surprisingly heavy 4m long lead, which is terminated at one end by a sturdy Neutrik 6.3mm jack and the other, earpiece end, by a pair of two-pin lockable Lemo connectors. The cable is shielded and uses high quality oxygen-free copper and is designed for low impedance characteristics.

If you want to hear these Utopias at their best you’ll have to feed them with a quality signal. While we’re all for using smartphones and tablets as music sources, it means you’ll only get the loosest idea of what the Utopias can do.

MORE: How to avoid buying fake headphones

Sound

We use a range of sources, including our reference Naim NDS/555PS streamer and an Apple MacBook Pro loaded with Pure Music media software.

Chord’s multiple award-winning Hugo and Benchmark’s excellent DAC3 HGC deal with digital conversion and amplification duties.

Some people will never be able get past the Utopia’s price, but if you can, it doesn’t take long to realise they’re among the very best sounding headphones that money can buy.

It’s important to remember that even at this price they’re nowhere near the most expensive around.

We start with Light Of The Seven from the Game Of Thrones Season 6 OST and like their natural unforced balance. It’s so precise and information-packed without ever sounding the least bit over-analytical.

We become aware of instrumental textures that even talented circa-£1000 headphones like the BeyerDynamic T1 Gen.2s and Sennheiser HD800S can’t resolve. In comparison both of these sound blurred and lacking in resolution, which by most standards they aren’t.

Focal has done a great job with that drive unit. The Utopias are refined and wonderfully smooth performers that still have enough in the way of bite to satisfy.

There’s a lovely sense of weight and authority to their sound, and the ability to deliver huge dynamic sweeps with composure. It’s a spacious presentation, where each instrumental strand has space to stretch out and express itself.

MORE: Best over-ear headphones 2017

Tonally, things are nicely balanced, with no part of the frequency range getting undue emphasis. We’re glad Focal has avoided the current trend towards excessive bass.

What we get instead are wonderfully extended lows that brim with agility and punch, but also blend in seamlessly with the organic midrange.

Adele’s Hometown Glory highlights that midrange further. Her voice comes across with power and emotion, while the instrumental backdrop is organised and cohesive.

The Focals reveal the build-up in musical tension superbly, thanks to their startling insight and sonic stability.

These headphones are revealing but don’t go out of their way to highlight the harshness in a recording. This is a nicely judged balance that means the Utopias work well across a wide range of recordings.

Moving to Kendrick Lamar’s King Kunta simply reinforce our views. There’s plenty of kick to that deep, grungy bass and a pleasingly surefooted way with rhythms. These headphones pound out the hard driving beat superbly, while giving Lamar free reign with his highly charged vocals.

We’re left a little breathless with the energy on show, as well as the detail resolution. Throughout the test we find that the Focals reveal elements of a recording that we’ve never heard before.

Sometimes these give us a new view of the music being played, other times they simply embellish what we already know. Either way, it’s clear that these headphones are mighty talented.

Verdict

Are they talented enough to be worth £3250? For the right person, we think so.

Focal has aimed for the moon when it comes to performance, directing its flagship offering straight at the very best the headphone establishment can manage. It has succeeded.

See all our Focal reviews

The Competition 

Beyerdynamic T1 Generation 2

Our Rating 
0%

Sony MDR-Z1R

Our Rating 
0%
Breakdown 
Sound
Build
Comfort