Наш вердикт 
Новинка SME отличается множеством любопытных характеристик, однако звук у нее не во всем хорош
За 
Качество конструкции и изготовления высшего класса
Масштабность, слаженность и контроль
Разрешение
Убедительный тональный баланс
Против 
Звучанию недостает воодушевления и драйва
Протестировано

История компании SME отличает ее от большинства традиционных Hi-Fi-брендов. Она была основана в 1946 году и изначально называлась Scale Model Equipment Company.

Как очевидно из названия, компания разрабатывала и производила замысловатые модели для выставок и продажи технических разработок. Затем она перешла к производству прецизионных деталей для авиационной промышленности, сотрудничая с такими компаниями, как Rolls-Royce и Hawker. Даже сегодня значительную долю бизнеса компании составляет прецизионное машиностроение для медицинской, автомобильной, включая Формулу 1, и аэрокосмической промышленности.

Иными словами, это не просто очередная Hi-Fi-компания. Стоит извлечь Model 15A из его деревянной клети, как это становится совершенно очевидно.

Конструкция

Если вам по душе эффектные инженерные разработки, эта модель – как раз для вас. Нам еще не доводилось тестировать проигрыватель винила с подобным качеством конструкции.

Возможно, его стиль и черная отделка не всем придутся по вкусу, однако невозможно отрицать, что он выглядит исключительно эффектно. С первого взгляда проникаешься убеждением в том, что этот проигрыватель будет служить твоим внукам.

Для своих компактных габаритов он довольно тяжел: почти 20 кг.

 

С технической точки зрения ему есть чем похвастаться. Model 15 снабжен подвеской, но способ ее организации необычен. В ней применены 30 колец из резины и центральный гидравлический амортизатор, управляющие движением субшасси.

Субшасси вместе с опорным диском весят целых 11 килограммов. Демпфирующая система отлично работает, почти не реагируя на удары ногами по полу, из-за которых игла подвешенного проигрывателя Linn LP12 подпрыгивала над канавкой винилового диска.

Опорный диск также необычен. Это пятикилограммовый кусок шлифованного алюминиевого сплава, покрытый сверху демпфирующим материалом, на который кладется виниловый диск. Демпфирующий материал был подвернут лазерной шлифовке для придания поверхности тонковолокнистой структуры, обеспечивающей более качественное сцепление с диском.

Приятный на ощупь прижим прочно удерживает пластинку на опорном диске, слегка выравнивая неровности при их наличии. Опорный диск вращается очень плавно благодаря 19-миллиметровому шпинделю из высокохромистой инструментальной стали, упакованному в герметичный корпус, и подшипникам из спеченной бронзы.

Видео: Пожалуй, лучшие с точки зрения конструкции проигрыватели винила (англ.)

Оснащенность

Проигрыватель оснащен пассиковым приводом; двигатель изолирован от основного корпуса при помощи уретановых стоек, скорость вращения контролирует внешний блок питания.

Model 15 поддерживает три скорости вращения – 33 1/3, 45 и 78 оборотов в минуту – которые переключаются нажатием одной кнопки. Стробоскоп позволяет обеспечить абсолютную точность скорости вращения.

Если по каким-то причинам скорость не соответствует заданной, это легко исправить при помощи нескольких нажатий на кнопку.

 

More after the break

К большинству экземпляров Model 15 в комплекте идет один из знаменитых тонармов SME. Проигрыватель будет отлично работать с множеством других тонармов, но было бы неразумно пренебрегать великолепными собственными моделями компании.

Буква «A» в названии говорит о том, что наш тестовый образец укомплектован тонармом 309 со съемной головкой, что облегчает смену картриджа.

Возможно, это не самый эффективный тонарм компании (в зависимости от звуковых предпочтений эта честь может принадлежать моделям IV и V), но сам по себе он очень хорош.

 

Как и большинство проигрывателей класса High-End, новый SME требует сборки. Скорее всего, эту операцию произведет продавец, однако прилагаемые инструкции достаточно детальны, чтобы мог справиться любой владелец.

Все компоненты идеально подходят друг к другу, конструкция на редкость практична.

Нам особенно понравилась легкость подстройки тонарма, благодаря чему картридж легко и точно устанавливается в нужное положение. В комплектацию проигрывателя SME входят все необходимые инструменты и шкалы. Другим производителям не помешало бы последовать этому примеру.

Читать также: Как получить наилучший звук от проигрывателя винила

 

Как всегда, мы советуем устанавливать проигрыватель на жесткой, строго горизонтальной и низкорезонансной базе как можно дальше от колонок. Благодаря сочетанию высокоэффективной подвески и большой массы Model 15A менее чувствителен к вибрациям, чем большинство конкурентов, но и для него этот совет актуален, если вы рассчитываете на максимально возможное качество звучания.

Компания SME не производит картриджи самостоятельно. Наш тестовый экземпляр снабжен картриджем Clearaudio Concerto V2 с подвижной катушкой – это весьма качественная модель с деревянной головкой необычной формы и кантеливером из бора.

Мы установили противовес тонарма на уровне рекомендованных 2,8 граммов, немного поэкспериментировали и оставили его в этом положении. По стандартам класса High-End цена картриджа (£2000) не выглядит чрезмерно высокой.

Звук

Звучанию Model 15A присуще множество достоинств. Мы начали прослушивание с пятой симфонии Бетховена, и проигрыватель сразу же продемонстрировал свои таланты. Нас особенно впечатлили две характеристики: убедительность и контроль.

Сложно привести в пример другой проигрыватель, который отличался бы такой же слаженностью или так же легко воссоздавал бы требовательную динамику этого классического во всех смыслах произведения.

Звучание отличается масштабностью, отдельные группы инструментов оркестра безупречно расставлены по нужным местам. Широкая и глубокая стереопанорама восхищает стабильностью даже в самых сложных фрагментах музыки.

Выбор картриджа Clearaudio оказался верным: наш референсный проигрыватель Clearaudio Innovation Wood оснащен его близким родственником Stradivari V2, и оба картриджа очень схожи по ровному тональному балансу, отменному разрешению и общему сбалансированному характеру звучания.

Читать также: Лучшие проигрыватели винила XXI столетия

В активе Model 15A – талант к убедительному воссозданию масштабных изменений динамики, выдающаяся мощь звучания и способность дать каждому отдельному инструменту достаточно места для дыхания, не жертвуя слаженностью композиции.

Альбом Nick Cave And The Bad Seeds «The Boatman’s Call» демонстрирует и другое достоинство SME – высокую детальность, придающую суровому голосу Кейва плотность и достоверность.

Все нюансы должным образом подчеркнуты, способность проигрывателя объединять всю звуковую информацию в единое целое достойна восхищения. Однако не все так замечательно.

С контролем, который нам так нравился в музыке Бетховена, здесь явный перебор. Создается впечатление, что SME не позволяет музыке вырваться на свободу, прочно удерживая ее в бронированном кулаке.

Это впечатление еще больше усиливается при воспроизведении альбома Nirvana Nevermind. Звучанию присущи мощь, энергичность и точность, однако насыщенному ритмическому драйву недостает решительности, а голосу Курта Кобейна – привычной резкости.

В результате получается звук с высочайшим уровнем информативности и организованности, но неспособный в должной мере увлечь слушателя. Таланты SME неоспоримы, однако его бесстрастное звучание не слишком захватывает.

Мы согласны с тем, что воодушевление в большой мере зависит от самой музыки, а не от воспроизводящей ее системы, однако проигрывателю Model 15A недостает выразительности динамики на малой громкости и ритмического мастерства для адекватного воссоздания более резких жанров музыки.

Вердикт

Не поймите нас неправильно; по многим параметрам проигрыватель SME – один из самых впечатляющих посетителей наших тестовых лабораторий за много лет.

Качество конструкции и инженерной мысли можно назвать поистине непревзойденными. Посетив завод компании, мы убедились в применении высочайших стандартов точности при сборке этой модели.

Его звучанию тоже присуще множество достоинств. Однако контроль и убедительность, которые так хорошо подходят для воспроизведения классической музыки, в других жанрах оказываются чрезмерными.

Звучание Model 15A нас бесконечно восхищает, но мы так и не смогли его по-настоящему полюбить.

 

Характеристики:

Скорость (об/мин): 33 1/3, 45, 78

Электронный выбор скорости: Да

Ручное управление: Да

Тонарм в комплекте: Да

Пассиковый привод: Да

Подвеска: Да

Варианты отделки: 1

Габариты (ВхШхГ): 18 x 43 x 38 см

Пассиковый привод

Демпфированная подвеска

Съемная головка картриджа

Конкуренты 
Breakdown 
Звук
Конструкция
Оснащенность

Our Verdict 
The SME is a tremendously well-realised product in many ways, but we aren't quite seduced by the sound
For 
World-class build and engineering
Sonic authority, composure and control
Resolution
Convincing tonality
Against 
Presentation lacks excitement and drive
Reviewed on

SME has quite some pedigree. It was founded in 1946 and originally known as the Scale Model Equipment Company.

As the name implies, the company designed and manufactured intricate models for the exhibition and model engineering trade. It then expanded into producing precision aircraft parts for the likes of Rolls-Royce and Hawker. Even today, a large part of the business involves precision engineering for the medical, automotive, Formula 1 and aerospace industries.

This is no ordinary hi-fi company. Take the Model 15A out of its wooden crate and there’s no mistaking that fact.

Build

If you’re the kind of person that loves engineering, you’ll love this deck. We can’t remember testing a turntable so well made or finished.

The styling and ‘black with more black’ finish won’t appeal to all, but there’s no denying the hewn-from-solid feel to the build. Or the feeling this is something that will still be working for your grandchildren.

It’s mighty heavy for such a compact unit, too, weighing in at almost 20kg.

MORE: How to set up a turntable

Technically, there’s a lot going on here. The Model 15 is a suspended deck, but not by conventional methods. It uses 30 moulded rubber O-rings, combined with a central fluid-filled damper to help control the motion of the subchassis.

Together with the platter, the subchassis weighs in at a hefty 11kg. The design is highly effective, with the deck barely registering the footfalls that made Linn’s suspended LP12 jump grooves when playing.

The platter is no ordinary affair, either. It’s a 5kg piece of highly machined aluminium alloy lined with damping material on the top (where the record sits). The damping material is then diamond-turned to create a surface covered with fine fibres to support the record.

A lovely-to-handle record clamp forces the vinyl down onto the platter, flattening any (slight) warping in the process. The platter spins smoothly thanks to a 19mm high-chrome tool-steel spindle sitting in a sealed housing lined with sintered bronze bearings.

VIDEO: Are these the best-engineered record players you can buy?

Features

The motor – this deck is belt-driven – is isolated from the main turntable structure by urethane mounts, while speed is controlled by an outboard power supply.

The Model 15 can run at 33 1/3, 45 or 78RPM at the simple press of a dedicated button, and SME even supply a suitable strobe mat to check absolute speed accuracy.

If for some reason the deck isn’t running exactly to speed, it’s easily adjustable. It just takes a few button presses.

MORE: How a turntable is made

More after the break

Most Model 15s will be fitted with one of the company’s highly regarded tonearms. While the deck is happy to accommodate a variety of tonearms, it feels unduly wilful to overlook the hugely capable in-house choices.

The ‘A’ in the product name means our sample comes with the 309 arm – it has a detachable headshell that makes cartridge-swapping a breeze.

It may not be the best-performing arm the company makes (that honour is held by either the IV or V, depending on your sonic priorities), but it’s still a lovely thing.

MORE: Best turntables 2017

Like most high-end decks, this SME needs assembling. While we would expect the supplying dealer to do this, the included instructions are detailed enough to make it a relatively simple affair.

Throughout, we’re impressed by the way the parts fit together and by the practicality of the design.

We particularly like the adjustability on the arm - it makes it so easy to get the cartridge alignment spot-on. SME, thoughtfully, includes pretty much all the gauges and tools needed to get everything just so. If only other manufacturers were so user-friendly.

MORE: How to get the best sound from your turntable

Our usual advice with turntables is to place them well away from speakers and on a rigid, level, low-resonance support. While the combination of well-designed suspension and high mass makes this Model 15A less sensitive than most of its competition, this advice still holds if you want best performance.

SME doesn’t make its own cartridges, and our review sample is supplied with a Clearaudio Concerto V2. This is a sensibly designed moving-coil cartridge, with an unusually shaped wooden body and boron cantilever.

We set the tracking weight on the 309 tonearm to the recommended 2.8g and, despite some experimentation, left it there throughout our listening. By high-end standards this cartridge’s £2000 price tag isn’t too outlandish.

Sound

Once up and running, there’s plenty to admire about the Model 15A’s performance. We start off with Beethoven’s Fifth Symphony and the record player sounds right at home. Its presentation can be summarised in just two words: authority and control.

We can’t think of a rival that sounds so composed, or one that delivers the demanding dynamics of this classical piece in such an unflustered manner.

There’s huge scale to the presentation, the various parts of the orchestra arranged with painstaking precision. The stereo image may be both wide and deep, but it’s stable - even when the piece becomes almost ungovernably demanding.

That Clearaudio cartridge is a good choice - our reference Clearaudio Innovation Wood package uses the closely related Stradivari V2, and the two share much in the way of balanced tonality, pleasing resolution and generally well balanced character.

MORE: The best turntables of the 21st century

We’re soon caught up in the music, savouring the Model 15A’s assured way with large-scale dynamics, the sense of power imparted and its ability to allow individual instrumental strands to breathe freely without sacrificing the cohesion of the piece.

We switch to Nick Cave And The Bad Seed’s The Boatman’s Call and some of the SME’s other characteristics become apparent. It digs up plenty of detail, delivering Cave’s rugged vocals with real skill and solidity.

Nuances aren’t overlooked, and the ability to tie all that information together to produce a convincing whole is apparent once again. But it’s not all positive news.

That sense of control we so enjoyed with the Beethoven piece is a little overcooked here. It’s as if the SME never quite lets the music break free, preferring to keep it in a cast-iron grip.

MORE: How to build the perfect hi-fi system

This effect is even more obvious when we play Nirvana’s Nevermind. Here the sound is packed with power, punch and precision, yet the hard-charging rhythmic drive is never quite delivered with the verve we’d expect, nor is Kurt Cobain’s voice rendered with enough bite.

The result is a sound that’s packed with information, organised with OCD levels of neatness, but also one that fails to involve us in the way we know ought. We’re left being impressed by the SME’s undeniable talents, but also a little cold by the aloof nature of its sound.

While we believe the excitement in music should come from the music itself rather than the kit, we feel the Model 15A misses out on the low-level dynamic expression and rhythmic dexterity needed for edgier genres of music.

Verdict

Don’t get us wrong. In many ways this SME is one of the most impressive products we’ve had in our rooms in years.

There’s no questioning the build or engineering - it really is second-to-none in these respects. Having visited the factory, we can testify to the care taken in getting every nut and bolt of this deck made to the highest standards.

In the sound, too, there is so much to admire. Yet the sense of control and authority we so liked with the large-scale classical music overplays its hand with other genres.

For us, it leaves the Model 15A combination as something we can admire endlessly, but never quite fall all the way in love with.

The Competition 
Breakdown 
Sound
Build
Features